- 21.02.2013
- 2981 Просмотр
- Обсудить
На днях президент РФ Владимир Путин предложил наладить общественный контроль за деятельностью отечественного ЖКХ, которое, по мнению многих, не торопится становиться прозрачным и эффективным. В связи с этим в повестку дня всей страны встал вопрос о необходимости повышать грамотность населения в сфере жилищно-коммунальных услуг. Однако только ли незнание тонкостей ремонта кровли или замены труб тормозит создание общественных советов, призванных контролировать эти работы?
- Проводить тематические семинары и разъяснительные встречи с населением, конечно, надо. И мы уже работаем над их организацией совместно с некоммерческим партнерством содействия интересам собственников жилья Тульской области. Но главное – разбудить инициативу самого населения, — считает Олег Баранов, начальник управления по вопросам жизнеобеспечения, ГО и ЧС администрации Алексинского района.
К сожалению, многие до поры до времени даже не задумываются над тем, за что платят по коммунальным счетам и что можно требовать за эти деньги. Неизвестно, сколько жителей Алексина прочитали договор управления своим многоквартирным домом. Но, думается, немногим больше, чем подписали… 110 человек! Еще меньше откликнулось на предложение управляющей компании принять индивидуальный тариф по содержанию каждого дома в соответствии с его конкретными потребностями в ремонте – ноль! Иное дело, когда грянет коммунальная авария…
- Ко мне на прием приходят разные люди. В их числе молодые и современные. Но и они часто мыслят по старинке: «Потекла крыша. А мы только ремонт сделали. Вы обязаны устранить течь и компенсировать нам ущерб!». Переспрашиваю: проверяли ли они перед тем, как делать ремонт, в каком состоянии их кровля? «Нет, мы даже не подумали об этом», — отвечают. Но в частном доме хозяева на все обращают внимание! Потому что хорошо понимают: им здесь жить, и никто за них не проконтролирует состояние жилья. Но многоквартирные дома сейчас тоже в собственности у граждан! – напомнил Олег Эдуардович.
Кстати, о текущих крышах. Нынешняя снежная зима, как никогда, обнажила проблему их капитального ремонта. В большинстве домов он не производился по 20 и больше лет! В лучшем случае – делался ремонт текущий. Но он затрагивает лишь кровельное покрытие. А крыша – тот же «слоеный пирог». Если разрушена цементная стяжка, а от утеплителя ничего не осталось, лишний слой рубероида положение не спасет. В доме №22 по улице 50 лет Октября такие тонкости, к слову, узнали не на тематических семинарах, а в процессе самих ремонтных работ. Потому что не один раз поднимались на крышу вместе с подрядчиком.
Капитальный ремонт в пятиэтажке, построенной в 1974 году, был проведен прошлым летом. Перед тем, как приступить к нему, подрядчик
сделал срез кровли и ужаснулся: как тут пятый этаж жил? Плохо. Мерзли, а стены квартир стали черными от сырости и грибка. Зато теперь, как и в большинстве домов, отремонтированных по 185 ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», никаких течей после обильного снегопада! В отличие от многих соседей. В том же микрорайоне Бор эта проблема коснулась ровно половины из 68 многоквартирных домов. Что уж говорить о старых Горушках, Петровке и особенно Соцгороде?!
На территории последнего – 260 домов, из них 70 ветхие. Латать их крыши сегодня не просто бесполезно, но зачастую опасно. Можно сколь угодно долго возмущаться, почему капитальный ремонт не был здесь сделан раньше и вообще – дома не расселены? Однако спросить с управляющей компании все равно можно лишь за последние неполные пять лет. Она, напомним, действует в Алексине с 2008 года и в 2011-м вновь выбрана на открытом муниципальном конкурсе для обслуживания многоквартирных домов, самостоятельно не определившихся со способом своего управления или, точнее, проигнорировавших свое право на «самоопределение».
На что в таком случае можно рассчитывать коммунальным страдальцам? Ответ на этот вопрос сегодня проще дать благодаря балансу денежных средств, который управляющая компания ведет по каждому дому четвертый год подряд. Увы, положительного сальдо по ветхим домам практически нигде нет! Большинство из них двухэтажные. Площадь кровли большая. А жителей и, соответственно, коммунальных плательщиков – мало. При этом тариф на содержание ветхого жилья 2,07 рубля с квадратного метра вместо 9,98 – для обычного. Ведь тарифы в отсутствие заинтересованного участия населения приняты по условиям открытого муниципального конкурса без учета технического состояния конкретных домов.
- Что на эти деньги можно сделать? Все средства по статье «содержание жилья» в ветхих домах заранее съедает аварийный ремонт, — констатирует печальный факт генеральный директор ОАО «Муниципальная управляющая компания города Алексина» Татьяна Бычкова. — Да и по обычным домам действующий тариф позволяет делать лишь ремонт по устранению незначительных неисправностей в инженерных системах и строительных конструкциях.
Ее слова подтверждает опыт того же дома №22 по улице 50 лет Октября. Бывший ЖСК, а ныне ТСЖ «Ока плюс», он всегда был сам себе хозяин. Но и тут ежегодных коммунальных платежей хватало лишь на замену рубероида. Так что в ТСЖ «Ока плюс» считают большой удачей, что успели вскочить на подножку уходящего поезда и получить в прошлом году на капремонт из федерального бюджета 1,5 млн. руб. Теперь такой возможности, похоже, ни у кого не будет. Фонд содействия реформированию ЖКХ с нынешнего года финансирует в первую очередь программы переселения из ветхого жилья, что тоже неплохо. Районной субсидии (500 тыс. руб.) на серьезный ремонт уже не хватит, да и получить их смогут единицы.
Остается фактически единственный источник финансирования – карман самих жителей. И уже с 2014 года Жилищный Кодекс предусматривает
обязательное внесение собственниками жилья взносов на капремонт многоквартирных домов. В связи с этим необходимо как минимум определить приоритеты в работах, чтобы коммунальные платежи жителей не распылялись. А это невозможно при той разноголосице, которая зачастую существует в одном и том же доме, когда первый этаж, к примеру, волнует вонь из подвала, последний – дырявая кровля, а жители средних этажей хотят видеть с балконов скошенную траву на газонах.
По утверждению Татьяны Бычковой, специалисты управляющей компании два раза в год проводят осмотры технического состояния всего подведомственного жилого фонда. И, основываясь на результатах этих осмотров, составляют и осмечивают планы текущего ремонта по каждому дому, в обязательном порядке привязывая объемы плановых работ к балансу денежных средств по конкретным адресам. Учитываются и пожелания самих жителей. В результате случаются абсурдные перекосы. В доме, где куча коммунальных проблем, и без того ограниченные средства по заявлениям более настойчивых жителей расходуются на явно второстепенные работы типа стрижки кустарника!
Можно, конечно, и дальше поручать все решать управляющей компании, сидеть и ждать, когда коммунальщики определят и устранят вашу проблему. А потом с чистой совестью снимать с них стружку: «Мы платим, а вы ничего не делаете!». Вот только не коммунальщики будут страдать от разрушающихся в наших домах кровель и труб. Не лучше ли перевести энергию возмущения в энергию действия? Найти, наконец-то, общий язык с соседями, объединиться под «знаменем» того же совета многоквартирного дома и начать вникать в то, что происходит в вашей «крепости». Участвовать в планировании работ. Требовать включать жителей в комиссию по контролю за обслуживанием и ремонтом дома.
Возможностей для этого на самом деле сейчас больше, чем когда бы то ни было. Принято много хороших законов, регулирующих ЖКХ. Охотно или неохотно, но коммунальщики обязаны их выполнять. Еще одно свидетельство тому – приглашение на сайт управляющей компании (mukaleksin.ru), которое жители получат в марте на обратной стороне квитанций за февраль. При желании сегодня в любом доме найдется пользователь компьютера с выходом в Интернет. Управляющая компания второй год подряд выкладывает на своем сайте проекты-предложения по текущему и капитальному ремонту каждого многоквартирного дома. Чтобы собственники жилья смогли обсудить их и принять окончательное решение о том, что, а главное, на какие средства ремонтировать.
Здесь есть уже запланированные работы. Но жители могут добавить что-то, что не входит в перечень обязательных услуг, включенных в договор управления. Например, в подъездах вставить пластиковые окна или нанять уборщика. Некоторые необходимые по показаниям осмотров капитальные работы управляющая компания сама предлагает выполнить за отдельную плату. Делать это или нет – решать самим собственникам жилья. И при всей непопулярности такого предложения прецедент уже есть.
Совет многоквартирного дома по улице Арматурной, 3а, который возглавляет Олег Димыкин, еще в начале прошлого года созвал собрание собственников жилья, которые, что удивительно, подавляющим большинством (90%) голосов приняли решение ввести в свои коммунальные квитанции строку «капремонт». И стали таким путем собирать по 10 рублей с одного квадратного метра на дорогостоящий ремонт аварийной шиферной кровли. Потому что осознали: текущая крыша – это проблема не только верхних этажей. И откладывать ее решение в долгий ящик – значит, создавать реальную угрозу разрушения стен и всего дома!
Управляющая компания составила смету, заключила договор с подрядчиком, которого жители, кстати, нашли сами. Девять месяцев, пока в квитанциях пятиэтажного дома присутствовала строка «капремонт», пролетели незаметно. Большинство жителей, говорят, даже не заметили особой нагрузки на семейный бюджет. Зато капитальный ремонт кровли был проведен вовремя, и обильные снегопады уже не стали для их дома стихийным бедствием…
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.