Меню
Назад » » »

Вятичи на земле Алексинской. Присоединение к Киеву

История присоединения земли вятичей к Киевской Руси

(отрывок из рефератной работы "Вятичи и Тульский край")

  
  Давным-давно, когда не было ещё города Алексина, в лесах вдоль Оки жило загадочное племя вятичей. В те далёкие времена только река служила им дорогой, соединяя между собой разрозненные поселения охотников и добытчиков мёда, пахарей и рыболовов. На высоких берегах стояли их города, укреплённые валами и рвами, огороженные частоколами: настоящие города - с хорошими пристанями и местом для торга. Сюда на узких лодочках-долблёнках спешили жители отдалённых поселений со своим товаром, сюда приплывали торговые ладьи из Киевской Руси и даже корабли заморских купцов.
  
  Вятичи были народом самостоятельным, независимым. Верные традициям и свято почитавшие заветы предков, они сопротивлялись всякому влиянию, угрожавшему их патриархальности, в том числе и влиянию Киевской Руси. Земли вятичей одними из последних вошли в состав Древнерусского государства, и процесс этот сопровождался упорным сопротивлением со стороны патриархального лесного народа.
  
  Хотя неоднократные походы великих киевских князей во II пол. Х в. и вынудили вятичей платить дань далёкому Киеву, при малейшей возможности они уклонялись от даннических отношений с Киевской Русью, и до начала ХII века упорно отстаивали свою независимость.
  
  В княжение Олега, утвердившего за полянским городком Киевом звание "матери русских городов", большая часть восточных славянских племён вошла в состав русского государства, одни только вятичи остались под властью хазар. Во II пол. Х века хазары прочно утвердились в стране вятичей и, не довольствуясь прежней лёгкой данью по белке от дома, наложили на них денежную дань: "по шлягу от рала". Чтобы присоединить и это славянское племя к русскому государству, для киевских князей возникла необходимость сломить могущество хазарского царства.
  
  В 964 году князь Святослав предпринял поход к берегам Оки и Волги. Во время этого похода он встретил вятичей и спросил их: "Кому вы дань платите?" Они ответили: "Хазарам по шлягу от рала". Тогда Святослав в следующем 965 году напал на хазар и, победив их, разорил крепость Белую Вежу. Расправившись с хазарами, он в 966 году опять пошёл в землю вятичей, покорил их и обложил данью. Но завоевание это было не прочным: вятичи вскоре отложились от Руси.
  
  Летописец Нестор указывает, что в 981 году Владимир Святой "вятичи победи и возложи на ня дань от плуга, яко же отец его имал". Из этих слов явствует, что после 966 года вятичи свергли с себя зависимость от киевских князей и перестали платить им дань. По всей вероятности, это случилось в период, последовавший за смертью князя Святослава, так как малолетство, а затем междоусобия его сыновей представляли удобный случай для восстания. В 982 году вятичи опять "заратились". Владимир вторично пошёл на них и покорил.
  
  Частые нападения печенегов на окраинные русские области побудили Владимира озаботиться укреплением южной и восточной границ русского государства. "Худо, что мало городов около Киева", - говорил князь и повелел строить города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне.
  
  В устроенных городках поселил он "лучших мужей" из новгородских славян, чуди, кривичей и вятичей. Этой мерой наиболее опасные и влиятельные лица среди вятичей были удалены из среды своего племени. Ослабленные таким выселением, вятичи после этого остаются покорными киевским князьям во всё время правления Ярослава и его сыновей.
  
  После смерти Ярослава его сыновья поделили между собой русские земли, в результате чего земля вятичей была присоединена к Черниговскому уделу. С этого времени она не перестаёт быть частью Черниговского княжества.
  
  Окончательное покорение лесного племени относится ко времени правления Владимира Мономаха. Он владел Черниговским княжеством с 1078 по 1094 г., а первый поход в землю вятичей предшествует даже самому его княжению. "Первое к Ростову идох, сквозь вятичи, послал мя отец", - рассказывает он в "Поучении детям". Владимир Мономах ставит себе это в особую заслугу. Очевидно, поход через землю вятичей был сопряжён с большими затруднениями и опасностями. Между тем, здесь и пролегал кратчайший водный путь из Чернигова в Ростов, а Ростов также был волостью Мономаха, которому хотелось обеспечить себе беспрепятственное движение по этому пути. В первые же годы своего княжения в Чернигове он предпринял в землю вятичей два зимних похода: "В вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих первую зиму", - говорит Владимир Мономах. Ходота был одним из племенных князей-старейшин, которые правили до утверждения в стране власти Рюриковичей. Вятичи упорно боролись с Мономахом. Борьба окончилась победой киевского князя, и с этого времени вятичи уже не делали попыток возвратить себе самостоятельность.
  
  Окончательное покорение вятичей Киевской Русью относится к ХII веку. Однако, приверженность традициям и упорство этого народа, передаваясь из поколения в поколение, и до современности проявляет себя в характерах людей, живущих в нашем крае.

Гайдукова Людмила Александровна

Источник: Перейти

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
m">
avatar