Меню
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Плутнево
Admin
Всемогущий
Группа: Администраторы
Сообщений: 232
Награды: 3
Репутация: 99
Статус: Offline
 
В полутора верстах от Коростино некогда находилась имение Плутнево. Широкая липовая аллея с посыпанной песком дорожкой вела к большому деревянному городскому дому. Красивая терраса, мезонин и крыльцо парадного входа были украшены кружевом деревянной резьбы . заказчика. Да и все хозяйственные постройки были не только прочны и удобны , но и изящны. С террасы открывался прекрасный вид на ухоженные цветники, душистым пестрым ковром окружающие полянку. Вдали сверкало зеркало пруда. Берега его поросли ветлами. Старые деревья, низко наклонившись над водой, купали в ней свои ветви. За прудом раскинулся огромный фруктовый сад с запахом яблок, воды и травы.

Это имение принадлежало старинному роду Стечкиных, ведущему свою историю со времен Ивана Грозного. Столбовые дворяне, записанные в 6-ю часть книги дворянского сословия Тульской губернии, Стечкины некоторые были в родстве с князьями Струйскими. А.С. Пушкин среди казненных Пугачевым дворян отмечает (гвардии прапорщика Ивана Стечкина с женою Василисою Петровною).Уже в пушкинские времена Стечкины были дворянами и имели свой герб.

Гербовый щит был помещен на развернутой горностаевой мантии, увенчанной дворянской короной. В голубом поле щита накрест положенные шпага острием вверх и ключ, в центре орудийный ствол; под ним голова тура. Цветок чертополоха справа и лавровая ветвь слева служили щитодержателями. Гербовый щит увенчан дворянским шлемом. Над шлемом расположены серпообразный полумесяц рогами верх и пятилучевая звезда.
В роду Стечкиных были и военные, и помещики, и служащие гражданских ведомств.

Николай Яковлевич, один из рода Стечкиных, владел землями близ станции Суходол. Именно ему принадлежало имение в деревне Плутнево.

Н.Я. Стечкин был женат на Глафире Кондратьевне Белобородовой. В 1823 – 1825 гг. являлся заседателем палаты уголовного суда Алексинского узда.
Жили Стечкины широко. В летнее время, особенно в праздники, в красивые алексинские места с раздольными полями и перелесками, с запахом земляники и грибов, в Плутнево съезжались друзья и родственники. Они подолгу семьями гостили здесь, наполняя старый дом шумом, звонким смехом, детскими голосами. Ездили в Верхний Суходол в церковь во имя Успенской Божий Матери. Николай Яковлевич не жалел средств на содержание храма. В 1835 г. за его счет был произведен капитальный ремонт, не имевший первоначального вида деревянного храма, построенного в 1761 г. с благословения Московского митрополита Тимофея.

Старшая дочь Николая и Глафиры Стечкиных влюбилась в Егора Ивановича Жуковского. Вопреки воле родителей, не желавших видеть дочь женой мелкопоместного дворянина, Анна вышла замуж за молодого инженера, и у них родился сын- первенец, будущий великий ученый – ( отец русской авиации)- Николай Егорович Жуковский.

После смерти Николая Яковлевича имение Плутнево и принадлежавшие Стечкиным земли перешли к сыну Якову- могучему человеку недюжинной силы. Яков Николаевич состоял депутатом комитета по раскладке земских повинностей, был страстным увлекающимся человеком, любил играть в карты. Жизнь в Плутневе при новом владельце протекала тихо и скромно.

Его жена, Любовь Николаевна, по воспоминаниям современников, была умной, доброй женщиной, молча переносила тяготы семейной жизни, занималась воспитанием детей. В их семье было четверо детей, трое из которых стали литераторами.

Старшая дочь – Любовь Яковлевна (1851-1900) имела немалую природную склонность к изящной словесности. Блестящие образованная, она знала немецкий и французский языки, как свой родной, обладала широкими познаниями в литературе, истории, психологии и философии. В своем селе Любовь Яковлевна бесплатно обучала крестьянских детей грамоте.

В 1874 г. она написала повесть ( Первая гроза ) и отправила в издательство журнала (отечественной записки). После долгого молчания рукопись вернули, признав ее неподходящей для печатания. Молодая писательница едет в Москву в издательство ( Русский вестник). Повесть в 1875 г. напечатали с большими сокращениями, вызвав большое недовольство Любови Яковлевны.

В 1878г. она закончила произведение ( Кривые березы) и обратилась за советом к незнакомому ей лично И. С. Тургеневу. Между ними завязалась переписка. В августе 1878г. в Туле состоялась встреча Тургенева с Любовью Яковлевной, а в сентябре великий писатель побывал в имении Плутнево.

1 сентября на тульском вокзале Тургенева встречал брат Любови Яковлевны – Николая Стечкин. Позже в воспоминаниях он написал: «Незаметно мы доехали до станции Суходол. Сестра ожидала Ивана Сергеевича на вокзале. Чтобы сесть в экипаж, надо было перейти рельсы. Я удивился, что от рельсов сделан деревянный слегка наклонный помост, посыпанный желтым свежим песком. Оказалось, что это начальник нашей маленькой станции устроил для Тургенева, узнав из телеграммы к сестре о его приезде. Простодушный поклонник Тургенева хотел даже покрыть помост красным сукном, но сестра уговорила этого не делать, чтобы не вышло смешно.

Идёшь по полю, пинаешь бревно, ботинки слетели, но тебе всё равно. Катушкою водишь туда и сюда, таких ….., как я до…..
Shtusha
Уже как свой
Группа: Администраторы
Сообщений: 231
Награды: 10
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Иван Сергеевич пробыл в Плутневе полсуток, с 2 часов дня до 2 часов ночи. Он вдоволь наговорился с Любовью Яковлевной. Бродя по длинным липовым аллеям сада, по березовой роще, Тургенев высказывал свои взгляды на искусство, много говорил о литературе. Попав после парижской квартиры в деревенское великорусское захолустье, с огромным домом и огромным садом, Тургенев чувствовал себя, вероятно, как в своем родном Спасском-Лутовинове. Вел себя Иван Сергеевич очень просто, стараясь не замечать стеснения гостеприимных хозяев. Он спросил о сортах яблок, с удовольствием ел их. За обедом радовался русским щам, оставаясь равнодушным к'цветной капусте, выращенной Любовью Яковлевной. В половине первого ночи его провожали на станцию Суходол. «Мягко катилась карета по грунтовой дороге,— вспоминал Николай Стечкин,— Тургенев опустил все стекла. Луна освещала теплую осеннюю ночь. Деревья начали надевать золотистый убор.

— Как они хороши,— сказал мечтательно Тургенев.— Точно золотом их убрали перед смертью. У нас там, право, нет таких видов. Грудь вольнее дышится среди этих родных равнин.

Подошел поезд. Тургенев обнял и поцеловал меня. «А сестре скажите,— говорил он, стоя на платформе вагона,— пусть пишет. Ей сам Бог велел писать».2

По совету Тургенева Любовь Яковлевна изменила название романа, озаглавив его именем героини «Варенька Ульмина». Роман был напечатан в ноябрьском и декабрьском номерах «Вестника Европы» за 1879 г. О своей поездке к Стечкиным в Плутнево, о творчестве молодой писательницы и ее произведении Тургенев подробно рассказывал знакомой писательнице А. Н. Луканиной. «Роман этот прекрасная вещь, сказал он: это вещь страстно написанная; когда ее читаешь, то оторваться не можешь. Удивительно, как могла это написать девушка, находящаяся в той обстановке, в которой живет г-жа С. Я был у них, провел короткое время в их деревне. У них мать, добрая старушка, брат, идеалист, человек сороковых годов... Этот брат заставил меня помолодеть на сорок лет, когда я его увидел. Это идеалист, относящийся, однако, слегка насмешливо даже к самому себе. Самой г-же С. двадцать шесть лет. По внешнему виду она ничем не поражает. И обстановка ее самая обыденная, дворянская. У нее комнатка, чистенькая, уютная, с цветами, с красивеньким письменным столиком, на котором лежит чистенький портфельчик. Там она пишет. Роман ее поднимет его критику, крику будет очень много... Сама г-жа С. не бывала даже ни в Петербурге, ни в Москве, до того замкнута ее жизнь».3

Любовь и Николай Стечкины еще не раз встречались с Тургеневым и до самой смерти писателя, в августе 1883 г., были с ним в дружеской переписке. Почти в каждом письме иван Сергеевич советовал Любови Яковлевне писать «...Еще раз поздравляю вас с оригинальным талантом — в чем вы, конечно, невиноваты — так уж Господь Бог велел...».4 Но судьба распорядилась по-иному. В скорости по выходе в свет романа «Варенька Ульмина», посвященного И. С. Тургеневу, Любовь Яковлевна надломила свое здоровье, ухаживая за больным ребенком, мать которого не желала о нем заботиться. Этот факт описан в «Воспоминаниях о Тургеневе» Павловского. Потом шли долгие годы болезни туберкулезом. Лучение в Швейцарии, Франции, Италии дало возможность прожить ей 19 лет. Она умерла в Одессе в 1900 г. 65 писем, написанных Тургеневым к Любови Яковлевне и ее матери Любови Николаевне, в том же году были переданы младшей сестрой в Одесскую публичную библиотеку.

Николай Яковлевич был литературным критиком, заведовал редакцией одесской газеты «Новороссийский телеграф», издавал газету «Народ», научно-полулярный журнал «Воздухоплаватель».

Его брат, Сергей Яковлевич, был тоже литератором с прогрессивными взглядами, входил в окружение А. И. Куприна. Печатался под псевдонимом С. Соломин. Жил и работал в Петербурге. Летом приезжал в родные места подышать свежим воздухом и поесть плутневских яблок.

В середине 80-х годов в Суходольскую земскую больницу приехала работать молоденькая фельдшерица Мария Панова. Здесь и познакомились молодые люди, а в 1886 г. они поженились. Скудных средств не хватало на существование. Жить постоянно в деревне Сергей не хотел, некоторое время молодожены жили у тетушки в Одессе. Там в 1887 г. у них родилась дочь Шура. Затем был арест Сергея Яковлевича за выступление в печати, которое власти посчитали антиправительственным и ссылка. В город Холмогоры Архангельской губернии. Мария Стечкина вместе с дочерью отправилась вслед за мужем. Там у них в 1889 г. родился второй ребенок — сын Яков.

После ссылки Стечкины вернулись в родные места. Родовое имение — дом, усадьба — перешли к новым владельцам. Распалось «дворянское гнездо» в Плутневе.

Мария Егоровна и Сергей Яковлевич поселились недалеко от Плутнево в селе Труфаново, где у них родился третий ребенок — Борис.

Содержать семью Стечкин не мог. Он часто уезжал в Петербург, где перебивался мелкими гонорарами. Постепенно забывал семью и однажды он навсегда остался в городе, женился на редакционной машинистке. От этого незаконного брака родилось тоже трое детей, носивших фамилию Соломины. Сергей Яковлевич потихоньку спивался и умер на пятьдесят втором году жизни.

Мария Егоровна — сильная волевая женщина — одна воспитывала детей. В 1901 г. после хлопот она получила льготу от Тульского Дворянского собрания и устроила Бориса, как сына дворянина, на дворянский счет в Орловский кадетский корпус имени Бахтина.

Учеба в кадетском корпусе не привила Борису любви к военной службе. Он увлекался математикой и физикой. Окончив учебу, Стечкин вышел в отставку и стал готовиться к поступлению в высшее военное заведение.

В 1908 г. семнадцатилетний Борис едет в Москву к своему родственнику — знаменитому профессору Жуковскому. Мать Жуковского, Анна Николаевна, урожденная Стечкина, была родной сестрой деда Бориса — Якова Николаевича.

Николай Егорович Жуковский тепло встретил племянника, помог ему подготовиться к сдаче вступительных экзаменов.

Началась нелегкая студенческая жизнь. Помощи ждать было неоткуда. Существовал Стечкин, в основном, давая уроки, но приходилось и развозить газеты, и обучать купеческих сынков боксу. Заработки были не постоянными, поэтому приходилось делать перерывы в учебе и устраиваться на постоянную работу, чтобы скопить немного денег для дальнейшей учебы. Только в 1918 г.Борис Сергеевич закончил

Московское Высшее техническое училище и по просьбе Н. Е. Жуковского был оставлен при МВТУ. В 1918 г. открывается Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и с 1919 г. Б. Стечкин руководил его винтомоторным отделом, был членом ученой коллегии.

В 20-е годы Борис Сергеевич становится известным специалистом моторостроения, ученым широкого профиля в области механики. В 1921 г. он был избран профессором и утвержден в этом звании. Б. С. Стечкиным была создана школа теории авиадвигателей. В 1932 г. Б. Стечкин возглавил созданную в Академии им. Н. Е. Жуковского кафедру теории авиадвигателей, работал начальником научно-исследовательского отдела, заместителем главного конструктора, а затем и главным конструктором по научно-технической части на заводе.

С 1945 г. началось широкое распространение и быстрое совершенствование воздушно-реактивных двигателей.

В 1945 г. в Академии им. Н. Е. Жуковского при кафедре, которой заведовал Б. С. Стечкин, была открыта специальность «реактивные двигатели и самолеты». Теория воздушных реактивных двигателей постоянно совершенствовалась в лекциях и работах Бориса Сергеевича. В 1946 г. Б. С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук, а с 1947 г. — действительным членом Академии артиллерийских наук. В 1953 г. вышла в свет работа Б. Стечкина «Теория реактивных двигателей», ставшая настольной книгой ученых, инженеров, преподавателей и студентов. Работы по воздушно-реактивным двигателям заслуженно позволяют считать Бориса Сергеевича основоположником теории реактивной техники.

С 1951-го по 1966 г. он возглавлял комиссию по газовым турбинам Академии наук, которая направляла в стране научную и инженерную деятельность по этой отрасли.

В 1953 г. Б. С. Стечкин были избран действительным членом Академии наук. Правительство высоко оценило деятельность ученого. Он был награжден многими орденами и медалями, ему было присвоено звание Героя Социалистического труда, он был Лауреатом Ленинской и Государственной премий. Имя Б. С. Стечкина стоит в ряду имен талантливейших ученых.

Собака не роскошь, а средство передвижения!!!
Shtusha
Уже как свой
Группа: Администраторы
Сообщений: 231
Награды: 10
Репутация: 3
Статус: Offline
 
В Апексинском художественно-краеведческом музее есть зал, посвященный семье Стечкиных, и в центре на подиуме воссоздана обстановка кабинета академика Б. С. Стечкина. Его дочь, Ирина Борисовна, передала музею личные вещи и обстановку кабинета. Старинный стол под красным сукном, кресло, книжный шкаф и шкаф для бумаг, выполненный по чертежам Бориса Сергеевича. Железная кровать, над которой висят лосиные рога — подарок друзей. Простота обстановки кабинета поражает посетителей. Но таким был великий ученый, Б. С. Стечкин, таким был и его старший брат Яков.

Потомков старинного дворянского рода не баловала судьба. На их долю выпало множество тяжких испытаний и лишений. В простой деревенской обстановке, со скудными средствами существования проходит детство и будущего врача. В 1907 г. Яков окончил Тульское реальное училище и поступил на медицинский факультет Московского университета, совмещая одновременно учебу на юридическом факультете и в школе живописи. В 1912 г. за политические убеждения его на два года высылают из Москвы. В эти годы Яков вместе с матерью работает в Суздальской больнице, тайком приезжая в Москву для сдачи экзаменов. В 1914 г. в связи с началом первой мировой войны в университете произведен ускоренный выпуск врачей. Яков Сергеевич вместе с молодой женой едет на Кавказский фронт. В сентябре 1918 г. он призывается в Красную Армию. После ранения эвакуирован в Тулу, где остался работать в госпитале как хирург.

После демобилизации в 1922 г. он получил место заведующего хирургическим отделением и гарнизонного врача в Алексине. Медицинская помощь в эти годы в городе была в полном запустении. Спустя четыре года, алексинцы получили новую больницу. Благодаря настойчивости и изобретательности Якова Сергеевича, в больнице была оборудована лаборатория, приобретены рентгено и физиотерапевтическая аппаратура, построена собственная электростанция. Работая в Алексине, хирург Стечкин делал первые попытки переливания крови, занимался проблемами лечения рака, эпилепсии, пересадкой желез внутренней секреции. Большое внимание Яков Сергеевич уделял повышению своих профессиональных знаний. В 1931 г. он занимался на курсах усовершенствования по хирургии легочного туберкулеза у профессора Есипова, у академика Бурденко по диагностике и хирургии заболеваний центральной нервной системы.

Алексинский период, напряженный и сложный, закончился в 1935 г. переездом на Косую Гору. Здесь Я. С. Стечкиным была создана единственная в то время в России шлаководолечебница. Во время войны он работает ведущим хирургом госпиталя для комсостава. В 1943 г. Яков Сергеевич награжден орденом Красной Звезды, а в 1944 —орденом Отечественной войны 2-й степени. В 1947 г. ему было присвоено высокое звание Заслуженного врача РСФСР, а в 1951 г. он был награжден орденом Ленина за выдающиеся заслуги в развитии здравоохранения.

Талантливый род Стечкиных продолжают их дети — наши современники. Дочь и сын Бориса Сергеевича пошли по стезе отца: Ирина Борисовна — кандидат физико-математических наук, Сергей Борисович — доктор математических наук, профессор, Вера Борисовна — старший преподаватель Московского горного института. Дети Якова Сергеевича проявили себя в различных областях деятельности: Евгения Яковлевна — архитектор, член Союза архитекторов, Игорь Яковлевич — ведущий конструктор стрелкового оружия, Олег Яковлевич — кандидат философских наук.

Собака не роскошь, а средство передвижения!!!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: