До недавнего времени история возникновения петровской усадьбы и современного микрорайона Петровский была малоизвестна нашим землякам. Благодаря длительной работе в архивах заведующей отделом истории городского художественн-краеведческого музея, бывшей заведующей петровским музеем Т.Ф. Липницкой, мы можем рассказать этапы развития этого населённого пункта.
Возникновение петровской усадьбы, сельца Петровское относится к началу 1770-х годов и связано с именем представителя старинного дворянского рода, потомка Рюрика в 27-ом поколении, екатерининского вельможи, князя Увана Петровича Тюфякина, который в последней четверти XVIII в. возглавлял "Московскую гор-интендантскую команду". В управлении князя были московские дворцы и сады с оранжереями, принадлежавшие императорской семье.
Тюфякины имели изрядное состояние, были крупными землевладельцами. В 1763 г. Иван Петрович от отца в Калужском уезде сельцо Ковша и деревню Середнюю.
В нескольких верстах от этих селений, на высоком берегу реки Оки, князь выбрал живописный уголок под свою усадьбу.
Места эти настолько живописны, что и сейчас невозможно не оценить природной красоты Петровского. С горы, где стоит усадьба, открывается изумительный вид на окрестные дали. Причудливая излучина оки, широкая окская пойма, заречные луга, уходящие к горизонту, - редко, где можно встретить такой широкий, просторный привольный пейзаж.
Первые сведения о сельце Петровском относятся к периоду генерального межевания Калужского наместничества в 1776 - 1778 гг. В "Полном экономическом примечании Калужского наместничества Тарусского уезда" была сделана следующая запись: "Сельцо Петровское и деревня Ковшина... князя Тюфякина... Селцо на суходоле... В том селце дом, - господской каменной при нём сад нерегулярной с плодовитыми деревьями разных родов, с коих плоды сбираются для господского обиходу". В документе сообщалосб также, что в этих селениях насчитывалось 17 дворов, 56 мужчин и 69 женщин крепостных.
Архитектурный ансамбль петровской усадьбы возведён в стиле зрелого крассицизма.
Основной усадебный комплекс занимал верхнюю береговую террасу. Внутренний двор окружил: главный усадебный дом и четыре, симметрично расположенные по обе его стороны, флигеля.
Особенно интересна и впечетляюща архитектура главного усадебного дома, являющегося прекрасным образцом усадебного зодчества конца XVIII века.
Дворцовый фасад скромен, спокоен, почти лишён украшений. Лишь две пары небольших колонн, поддерживающих два симметричных балкона, оживляют равномерный ритм оконных проёмов. Наиболее интересной частью дома является фасад, обращённый к оке.
Вот как его описывает В. Н. Уклеин:
"Центральный полукруглый выступ (так называемая полуротонда) окружён на высоту первого этажа полуциркульной, очень эффектной дорической колоннадой, стоящей на довольно высоком цоколе. Искусно использовав падение рельефа, зодчий ввёл в композицию пологие пандусы, ведущие из парка к дому. Охватывая колоннадй полукольцом, они придают ей ещё большую выразительность и монументальность. Над колоннадой, на уровне второго этажа, устроена терасса, с которой открывается поистине чудесный вид на Оку и её живописный правый берег".
Со стороны этого фасада анфиладой распологались парадные комнаты дома. За полуратондой находился круглый зал, перекрытый куполом. Из зала можно было выйти на большой, поддерживаемый колоннадой, полукруглый балкон. Центральные залы отличались изысканной отделкой, тонкими лепными карнизами и печами, украшенными кафельными изразцами.
Стоящая на возвышенности петровская усадьба была хорошо видна издали, с реки и окрестных лесов и полей.
Название усадьбы, скорее всего произошло от имени Пётр и связано с представителями фамилии Тюфякиных. Князь И. П. тюфякин назвал своё имение или в честь отца своего Петра Фёдоровича, или именем единственного сына.
Пётр Иванович Тюфякин (1769 - 1845) был последним из этого рода владельцем петровского имения. Друг детства и фаворит Александра I, он был известен современникам как вице-директор, а затем и директор Императорских театров в Санкт-Петербурге и Москве.
С 1810-х годов петровская усадьба переходит к Варваре Дмитриевне Гурко.
Идёшь по полю, пинаешь бревно, ботинки слетели, но тебе всё равно. Катушкою водишь туда и сюда, таких ….., как я до…..
Возникновение петровской усадьбы, сельца Петровское относится к началу 1770-х годов и связано с именем представителя старинного дворянского рода, потомка Рюрика в 27-ом поколении, екатерининского вельможи, князя Увана Петровича Тюфякина, который в последней четверти XVIII в. возглавлял "Московскую гор-интендантскую команду". В управлении князя были московские дворцы и сады с оранжереями, принадлежавшие императорской семье.
Тюфякины имели изрядное состояние, были крупными землевладельцами. В 1763 г. Иван Петрович от отца в Калужском уезде сельцо Ковша и деревню Середнюю.
В нескольких верстах от этих селений, на высоком берегу реки Оки, князь выбрал живописный уголок под свою усадьбу.
Места эти настолько живописны, что и сейчас невозможно не оценить природной красоты Петровского. С горы, где стоит усадьба, открывается изумительный вид на окрестные дали. Причудливая излучина оки, широкая окская пойма, заречные луга, уходящие к горизонту, - редко, где можно встретить такой широкий, просторный привольный пейзаж.
Первые сведения о сельце Петровском относятся к периоду генерального межевания Калужского наместничества в 1776 - 1778 гг. В "Полном экономическом примечании Калужского наместничества Тарусского уезда" была сделана следующая запись: "Сельцо Петровское и деревня Ковшина... князя Тюфякина... Селцо на суходоле... В том селце дом, - господской каменной при нём сад нерегулярной с плодовитыми деревьями разных родов, с коих плоды сбираются для господского обиходу". В документе сообщалосб также, что в этих селениях насчитывалось 17 дворов, 56 мужчин и 69 женщин крепостных.
Архитектурный ансамбль петровской усадьбы возведён в стиле зрелого крассицизма.
Основной усадебный комплекс занимал верхнюю береговую террасу. Внутренний двор окружил: главный усадебный дом и четыре, симметрично расположенные по обе его стороны, флигеля.
Особенно интересна и впечетляюща архитектура главного усадебного дома, являющегося прекрасным образцом усадебного зодчества конца XVIII века.
Дворцовый фасад скромен, спокоен, почти лишён украшений. Лишь две пары небольших колонн, поддерживающих два симметричных балкона, оживляют равномерный ритм оконных проёмов. Наиболее интересной частью дома является фасад, обращённый к оке.
Вот как его описывает В. Н. Уклеин:
"Центральный полукруглый выступ (так называемая полуротонда) окружён на высоту первого этажа полуциркульной, очень эффектной дорической колоннадой, стоящей на довольно высоком цоколе. Искусно использовав падение рельефа, зодчий ввёл в композицию пологие пандусы, ведущие из парка к дому. Охватывая колоннадй полукольцом, они придают ей ещё большую выразительность и монументальность. Над колоннадой, на уровне второго этажа, устроена терасса, с которой открывается поистине чудесный вид на Оку и её живописный правый берег".
Со стороны этого фасада анфиладой распологались парадные комнаты дома. За полуратондой находился круглый зал, перекрытый куполом. Из зала можно было выйти на большой, поддерживаемый колоннадой, полукруглый балкон. Центральные залы отличались изысканной отделкой, тонкими лепными карнизами и печами, украшенными кафельными изразцами.
Стоящая на возвышенности петровская усадьба была хорошо видна издали, с реки и окрестных лесов и полей.
Название усадьбы, скорее всего произошло от имени Пётр и связано с представителями фамилии Тюфякиных. Князь И. П. тюфякин назвал своё имение или в честь отца своего Петра Фёдоровича, или именем единственного сына.
Пётр Иванович Тюфякин (1769 - 1845) был последним из этого рода владельцем петровского имения. Друг детства и фаворит Александра I, он был известен современникам как вице-директор, а затем и директор Императорских театров в Санкт-Петербурге и Москве.
С 1810-х годов петровская усадьба переходит к Варваре Дмитриевне Гурко.
Идёшь по полю, пинаешь бревно, ботинки слетели, но тебе всё равно. Катушкою водишь туда и сюда, таких ….., как я до…..