Южнее Алексина, в стороне от основных дорог, стоит старинное село Спас-Конино, где сохранилась Преображенская церковь начала XIX века. История его весьма любопытна. На окраине Спас-Конина некогда лежал громадный валун, прозванный местными жителями Конь-Камнем, в прошлом, как и полагается громадным валунам, он был языческим святилищем фино-угорского племени голядь, а позже славян-вятичей.
В ходе нашей экспедиции к Алексинскому Конь-камню выяснилось, что камень поглотил колхозный пруд, устроенный на ручье Крушма, протекающем через село в пятидесятых годах. Местные жители, которых мы опрашивали, давно позабыли про камень, и все-таки нашелся один дедок, который помнил примерное местоположение камня, и долго рассказывал, какую рыбу он ловил, сидя на этом камне, будучи еще мальчишкой. Он и поведал нам о том, что камень был затоплен. Кроме того, мы узнали, что камень искал еще кто-то кроме нас. Вроде бы как пару лет назад приезжал какой-то парнишка из Алексина. Тоже долго опрашивал селян о камне. Местный пастух рассказал тогда ему, что весной видел в лесу скопление крупных камней и вроде бы со следами обработки людьми. Неизвестно, нашел ли этот археолог-любитель камни, но такие слухи только убеждают, что камень действительно был, ибо крупные камни совсем уж поодиночке встречаются крайне редко. Добавим, что камни эти вовсе не ледникового происхождения, как считают некоторые. Граница обледенения проходила по реке Пахре, текущей в 130 километрах севернее. Проще говоря, ледник до Тульской области не дошел, к тому же ледниковые камни более-менее круглые, «обработанные» в процессе продвижения с севера на юг.
Очевидно там, где имелось святилище, неподалеку находилось и поселение, где язычники и обитали. В Никоновской летописи 1152 года встречается упоминание о двух городах – Спаше (Спашь, Спадш, Спавш), от которого, видимо, и пошла приставка «Спас» в современном названии села, а также Конине (Канине), в названии которого отразилась близость к Конь-камню.
Исследуя историю бывшего Спаш-Конинского удела, краевед В.М.Кашкаров осенью 1897г. предпринял поездку в Алексинский уезд, где записал местные предания. У слияния Большой и Малой Крушмы Кашкаров обнаружил городище, находившееся в 4км к западу от Спас-Конино недалеко от деревни Колюпаново. Предположительно, это Конинское городище. Спаш же, по мнению некоторых исследователей, находился на месте нынешнего села Старое Павшино, расположенного в двадцати километрах южнее Спас-Конина (см. тайник «Долина Упы»). От жителей села Колюпаново удалось узнать, что и тут мы не первые, кто интересуется историей. «В позапрошлом году приезжали из города на двух «Уралах» искатели какие-то. Все леса поперерыли, курганы с кладами видать искали», - сказали нам мужики, занимающиеся ремонтом УАЗика. Первая мысль мелькнула о «черных» археологах. Впрочем, посетив Алексинский краеведческий музей, выяснилось, что это были вполне легальные археологические изыскания. Археологи искали городище Спаша, но так ничего убедительного и не нашли.
источник: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3388
В ходе нашей экспедиции к Алексинскому Конь-камню выяснилось, что камень поглотил колхозный пруд, устроенный на ручье Крушма, протекающем через село в пятидесятых годах. Местные жители, которых мы опрашивали, давно позабыли про камень, и все-таки нашелся один дедок, который помнил примерное местоположение камня, и долго рассказывал, какую рыбу он ловил, сидя на этом камне, будучи еще мальчишкой. Он и поведал нам о том, что камень был затоплен. Кроме того, мы узнали, что камень искал еще кто-то кроме нас. Вроде бы как пару лет назад приезжал какой-то парнишка из Алексина. Тоже долго опрашивал селян о камне. Местный пастух рассказал тогда ему, что весной видел в лесу скопление крупных камней и вроде бы со следами обработки людьми. Неизвестно, нашел ли этот археолог-любитель камни, но такие слухи только убеждают, что камень действительно был, ибо крупные камни совсем уж поодиночке встречаются крайне редко. Добавим, что камни эти вовсе не ледникового происхождения, как считают некоторые. Граница обледенения проходила по реке Пахре, текущей в 130 километрах севернее. Проще говоря, ледник до Тульской области не дошел, к тому же ледниковые камни более-менее круглые, «обработанные» в процессе продвижения с севера на юг.
Очевидно там, где имелось святилище, неподалеку находилось и поселение, где язычники и обитали. В Никоновской летописи 1152 года встречается упоминание о двух городах – Спаше (Спашь, Спадш, Спавш), от которого, видимо, и пошла приставка «Спас» в современном названии села, а также Конине (Канине), в названии которого отразилась близость к Конь-камню.
Исследуя историю бывшего Спаш-Конинского удела, краевед В.М.Кашкаров осенью 1897г. предпринял поездку в Алексинский уезд, где записал местные предания. У слияния Большой и Малой Крушмы Кашкаров обнаружил городище, находившееся в 4км к западу от Спас-Конино недалеко от деревни Колюпаново. Предположительно, это Конинское городище. Спаш же, по мнению некоторых исследователей, находился на месте нынешнего села Старое Павшино, расположенного в двадцати километрах южнее Спас-Конина (см. тайник «Долина Упы»). От жителей села Колюпаново удалось узнать, что и тут мы не первые, кто интересуется историей. «В позапрошлом году приезжали из города на двух «Уралах» искатели какие-то. Все леса поперерыли, курганы с кладами видать искали», - сказали нам мужики, занимающиеся ремонтом УАЗика. Первая мысль мелькнула о «черных» археологах. Впрочем, посетив Алексинский краеведческий музей, выяснилось, что это были вполне легальные археологические изыскания. Археологи искали городище Спаша, но так ничего убедительного и не нашли.
источник: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3388